Торжество Православия – молебен

Праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста. … Это особый молебен, во время которого провозглашается торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и утверждается истинное прославление Бога, согласно учению Церкви.

В посту все особое. Первая неделя Великого Поста – это Неделя Торжества Православия.

Сегодня во православных храмах звучит Молебен Торжества Православия. Звучит только один раз в году. Звучит на всех континентах. В Латинской Америке, в Северной Америке, в Европе, в Азии и на островах, сегодня прочтётся и пропоётся, и помянутся все. В том числе и нас поминают многие, в разных городах. А мы здесь сегодня поминаем нашу Святую Церковь.

Сознание христианина, оно воинское. Считайте, что мы идём с вами из земли рабства в землю покоя. Как евреи шли из Египта в Иерусалим. Христианин постоянно должен быть начеку. Чтобы он был бдителен, как солдат. Чтобы он знал, где враг. Куда идти, куда не идти. Что читать, что не читать. С кем дружить, от кого отвращаться. Это такой воинский дух. Теплота и теплохладность, мягкотелость некая – это не христианские свойства.

Раньше труба будила людей или звала в атаку. Были целые оркестры военные. Когда не было связи, во время битв был специальный оркестр военный, который музыкой, флейтой, барабанами подавал сигнал, кому куда двигаться.

Сегодняшний день можно сравнить с такой воинской музыкой. И мы сегодня слышим, как бы, боевую музыку, которая созывает воинов на битву. Снабдите души ваши и слушайте, потому что это великая вещь. Она должна потрясти человека и дать ему воинский, ум.

Битва наша, сами знаете с кем. С самим собой и с врагом нашего спасения. С людьми мы не воюем. Мы воюем, как говорил Паисий Святогорец, «с яшкой и окаяшкой». То есть, только два врага у человека. Не сосед, не тёща, не начальник. И для того, чтобы знать: кто нам помогает в этой борьбе, и кто мешает; кто эту борьбу хорошо провёл, и кто проиграл в этой борьбе, и существует Неделя Торжества Православия.

Сегодня мы слышим многолетие всем ныне живущим православным христианам, иерархам и простым мирянам. «Многая лета» всем тем, кто сегодня трудится в православной вере и защищает ее. Кто-то кровью, кто-то – чернилами. «Чернила писателя равны крови мученика» – такое есть слово на Востоке. Один человек проливает кровь за Господа, а другой с утра до вечера – пишет. Вот Иоанн Златоуст, например, он не имел перерыва в работе. Он постоянно, если не говорил, то – писал; если не писал, то – молился; если не молился и не писал, то – шел к кому-то, чтобы сделать что-то. То есть, чернилами, кровью, умом. Кто-то кирпичи кладем – храмы строит. Кто-то колокола льет. Кто-то иконы пишет. Кто-то жертвует на необходимое для церкви, для нуждающихся. Для прочих.

Всем, кто трудится сегодня для Православной Церкви – всем сегодня «Многая Лета».

«Вечная Память» всем потрудившимся ради Иисуса Христа.

И «Анафема» всем тем, кто с Христом воюет, Христу не служит. Где-то у Шмелёва, кажется, в одном из рассказов сегодняшний день очень интересно называли. Описывают Москву дореволюционную. Встречаются матушки в церкви или из церкви идущие и говорят: «С проклятьицем Вас, матушка!» Вот такое приветствие сегодняшнее: «С проклятьицем!»

Анафема – это не проклятие. Анафема на Льва Толстого, анафема на Мазепу, анафема на всех остальных врагов веры, это не проклятие. Это громогласное объявление всему миру, и людям, и самим себе, и этому человеку или группе людей, что они не Христовы.

Это словесное отсечение чужеродного тела от Церковного Тела. Анафемами Церковь отчеркивает свою святую территорию и строит таким образом «дом».

Каждый построенный дом стенами отчерчивает свое живое пространство, остальное – за стенами. Внутри – тепло. Снаружи – холодно. И примерно так вот – стенами границ (догматов, запретов и повелений) – Церковь отчерчивает свою живую территорию. Все, что внутри – Церковь; все, что снаружи – нет.

Вот это, собственно, есть – граница. Граница Церкви. Анафема – это граница Церкви, а не проклятие тех, кто не находится в ней. Те, которые находятся там, за стеной Церкви, не проклинаются Церковью, но являются предметом попечения Церкви, по крайней мере лучших ее людей. Лучшие люди Церкви всегда переживают – о всех некрещенных, о всех неверующих или о всех верующих иначе (имеющих поврежденную веру). Поэтому Церковь (в лице лучших людей) всегда просит Бога, чтобы Он просветил, вразумил, наставил, привлек, обратил к себе людей. Ни в коей мочи не проклинаем мы всех тех, кто не с нами, но хотим, чтобы все соединились и в разум истинный пришли. Вот смысл анафемы.

Церковь знает своих. Господь познал своих. И свои познали Господа. А чужих мы не знаем. Вот это все сегодня звучит.

Смысл сегодняшнего дня – дать вам почувствовать, что мы не в одиночестве. Не просто верим: «Я себе верю сам для себя и живу себе со своей верой. Один на один». Мы приобщены к очень большому древу и на этом древе являемся только маленьким листочком. А листочков – миллиарды. И корни – глубокие и древо – высокое.

Мы находимся на своем месте. Мы с вами не просто – христиане. Мы – православные христиане. «Ортодоксос» – это правоверующий, православящий. То есть, «правильно славящий Бога». Это очень емкое понятие. Апостол Павел говорит: «Прославьте Бога в душах ваших и в телесах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6,20). Прославление Бога – это вся жизнь. И православящий человек славит Его всей жизнью. Во всех движениях своего тела и своей души. Едите ли, пьете ли – все творите во славу Божию.

Сегодня надо будет много думать. Например, над тем, что, конечно, нас очень много. Мы слышим, что с нами и царь Константин, и князь Владимир, новомученики и исповедники, весь сонм почивших православных христиан. Ведомые и неведомые святые. Простые люди, дотерпевшие, свой крест донесшие до конца и спасшиеся. С нами сегодня на Земле живёт многое множество верующих людей разных рас, разного цвета кожи. И мы с вами являемся членами большой христианской семьи. Это должно человека бодрить. И обязывает его беречь свою веру. И для неё потрудиться.

Но и, конечно, нельзя не сказать, со скорбью, что все же православных людей очень мало и «торжество» – здесь относительное. Если бы нас было большинство в мире – было бы торжество православия такое – желаемое. А так – оно имеет скрытый свой тайный смысл.

Нужна крепкая вера. Её мало. В мире мало веры. А раз веры мало – молитвы мало, а раз молитвы мало – всякий грех на человека садится. Потому что молитва – это огонь под котлом. На сковородку мухи не садятся, пока сковородка на огне. Потом, когда остынет и отставят её в сторону, не неё всякий жук залезет и всякая муха поганая сядет на неё. А пока под котлом, под сковородкой хворост горит, всё будет горячее, ничего нечистое не прикоснётся. Нужна вера. А вера действует через добродетели и молитву.

Думайте, как каждому из нас потрудиться для Христа Спасителя. Каждому из нас надо подумать, как бы мне тоже сделать что либо, чтобы прославился Христос в людях Своих и, чтобы Церковь росла. Как пишется в Деяниях «чтобы Бог прилагал спасаемых к Церкви».

Оставляю вас с Духом Святым, полученным в богослужении, и с размышлениями о том, какая большая и красивая Святая Православная Церковь. Юная старица. Как пишется в одном из апостольских писаний первого века, в книге апостола Ерма «Пастырь», описывается благочестивая старица благообразной наружности, которая, если так посмотреть на неё, она юная девушка. С другой стороны, смотришь, вроде старушка. Нет, девушка, красавица молодая. Нет, вроде старая благочестивая женщина. И лицо её менялось. И пастырь этот, Ерма, спрашивает у ангела, сопровождавшего её. «Кто это с меняющимся лицом? Девушка это или старица?» – «Это – Церковь! Она вечно юная, и она очень древняя. Это юная старица». Так назвал Ангел в Откровении Святую Церковь. Очень древняя и очень свежая. Очень юная. Не тронутая и красивая.

Хотелось бы, чтобы вы на досуге нашли этот чин (может быть даже!) и еще раз перечитали эти строгие слова: что же Церковь не благословляет, чего она опасается и чего она гнушается. Чтобы у вас в голове было все в порядке. Это очень важно – быть человеком, у которого в голове все в порядке. Не так важно, куда пошли твои ноги; важно, куда идет твоя голова. В конце концов – ноги ходят туда, куда голова идет (голова подумает – ноги вслед за ней пойдут). Самое важное – научиться правильно думать.

Христос да хранит вас, братья и сестры. Да будет нас много!

Протоиерей Андрей Ткачев

Next Post

Паломнические поездки

Сб Апр 3 , 2021