Исцеляющие от пьянства. Православный календарь – 1 января

💥1 января – первый день года в григорианском календаре. Большинство европейских стран отмечают в этот день Новый год. На Руси этот праздник начали справлять после указа, который издал Петр I в 1699 г. Несмотря на относительно недавнее время установление этой даты, она уже успела обрасти многими приметами и традициями.

🙏В России Новый год отмечают с особым размахом. Однако сейчас идет пост, и верующие люди его соблюдают, не употребляют алкогольных напитков и пищи животного происхождения. Вонифатий Римский, память которого почитается в этот день, считается небесным блюстителем трезвости и здоровья. Святому молятся об избавлении от пьянства.

“Новогодний” святой, исцеляющий от пьянства. Мученик Вонифатий. Церковный календарь на 1 января

1 января 2021 года (19 декабря 2020-го по “старому стилю” – церковному юлианскому календарю). Пятница 30-й седмицы по Пятидесятнице (тридцатой недели после праздника Святой Троицы). Рождественский пост. Несмотря на празднование гражданского новолетия (Нового года), согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется только постная пища без растительного масла. Послабления в посте возможны, однако воцерковлённым людям важно согласовывать их со священником.

Мученик Вонифатий (Внифантий) Тарсийский. Согласно житийным сведениям, Вонифатий управлял имениями знатной римлянки Аглаи, с которой состоял в блудной связи, хотя осознавал свои грехи,

был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь.

Однажды Аглая направила своего слугу и любовника в Малую Азию выкупить мощи мучеников и привести их ей. Прибыв в армянский город Тарс, Вонифатий стал свидетелем мученичества двадцати христиан. Увидев это, он осознал, что может омыть свои грехи мученической кровью, и смело исповедал себя христианином, целуя оковы мучеников. Святого Вонифатия подвергли страшным истязаниям, после чего усекли мечом. Это произошло в 290 году от Рождества Христова. Узнав об этом, Аглая также покаялась и в дальнейшей своей праведной жизни сподобилась святости.

В православной традиции именно этому святому мученику принято молиться об исцелении от недуга пьянства и греха чревоугодия. А потому его память, пришедшаяся по гражданскому календарю на 1 января, особенно промыслительна и поучительна.

…..

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, дающий регионам право с 1 января 2021 года создавать платные медицинские вытрезвители.

Принятый документ позволяет регионам создавать медицинские и немедицинские вытрезвители на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) – то есть оказываемые там услуги не будут оплачиваться из ОМС. А сотрудникам полиции документ разрешит доставлять в эти заведения граждан в состоянии опьянения. Кроме этого, закон разрешает проводить медицинское вмешательство в отношении лиц в состоянии опьянения без их согласия – это необходимо для проведения медицинского освидетельствования при оказании помощи.

Отметим, что большую часть истории российские вытрезвители находились в ведении органов внутренних дел. 18 февраля 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому организация работы вытрезвителей была признана несвойственной органам внутренних дел и все учреждения подлежали передаче Минздраву РФ с 1 января 2012 года. Однако новая система вытрезвителей так и не была сформирована, и оставшиеся организации просто закрылись.

Авторы законопроекта указали на рост числа преступлений в состоянии алкогольного опьянения в России. В то же время парламентарии отметили появление с 2015 года вытрезвителей в отдельных субъектах РФ и ускоренное снижение “пьяной” преступности в таких регионах.

…….

Илья Муромец – святой богатырь

Первого января по новому стилю Православная Церковь празднует память удивительного святого — былинного героя Ильи Муромца или, как его именуют в святцах, Илии Муромского. Он не литературный герой, не вымысел, а самый настоящий монах, подвизавшийся в Киево-Печерской Лавре. И самый настоящий богатырь.

Перед тем, как расстаться с родными местами, Илья помог земледельцам в родном селе. Он расчистил пашню, выкорчевал пни, засеял зерно. После завершения крестьянских работ Илья попросил благословения родителей на военную службу. Вот как об этом говорится в былинах:

Я поеду в славный стольный Киев-град

Помолиться чудотворцам Киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую.

 

Получив благословение, будущий воин отправился в столицу и попал на прием к князю, называемому в былинах Владимиром. Судя по историческим датам, это был Владимир Мономах. Подобно своему равноапостольному прадеду, этот князь собирал самых отважных людей себе в дружину. Дружина охраняла восточные границы Руси от иноверцев-захватчиков. Служба на границе требовала от воина постоянного напряжения сил: нападения были частыми, бои — кровавыми.

О сражениях Ильи рассказывают русские былины, например, “об Илье Муромце и Идолище поганом”, “Соловье-разбойнике”, “Калин-царе”, и германские саги XII-XIII века. В них описываются служба у русского князя, победа над местными разбойниками и над иностранными захватчиками. В Идолище поганом и Калин-царе видны черты кочевников-язычников. Само слово “поганый” произошло от латинского pagan, что значит язычник.

У русских воинов было такое преимущество, которого не имели многочисленные, жестко дисциплинированные восточные армии: они боролись не только за страну, но и за христианскую веру. Они верили в победу силою Божией даже тогда, когда никаких человеческих сил уже не оставалось. И действительно часто побеждали — ведь “не в силе Бог, а в правде”. А русские люди под защитой своих богатырей строили города, храмы, монастыри, пахали землю, растили детей. В монастырях появлялись воины духа — монахи, летописцы, иконописцы.

Сменить подвиг воинский на подвиг монашеский не было на Руси необычным делом: монашество приняли Александр Невский, герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя. Так поступил и Илья Муромец. В одном из боев он получил тяжелое ранение: брошенное издалека копье (близко к богатырю подходить боялись) насквозь проткнуло левую руку, которой он пытался заслониться, и вонзилось в грудь. Не имея возможности больше участвовать в сражениях, Илья постригся в Феодосиевской обители (Киево-Печерской Лавре).

О жизни его в монастыре мы знаем мало. Иногда ратные подвиги приходилось совершать и там.”. Когда на монастырь напали враги, Илья успел одеть всего один сапог, а другим сапогом он разогнал нападавших. После этого ему дали прозвище “Чеботок”, что значит “сапог”. О духовных же подвигах свидетельствуют его нетленные мощи и прославление в лике преподобных вместе с другими печерскими подвижниками в 1643 году. Память его совершается 19 декабря (1 января по новому стилю).

В 1701 году московский священник Иоанн Лукьянов писал о Ближних пещерах: “Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение”. Крестное знамение было современным: три пальца соединены вместе, а два последние пригнуты к ладони. Преподобный молча свидетельствовал в пользу трехперстного знамения и как бы обличал возникший в то время старообрядческий раскол.

Символично, что левая рука преподобного свидетельствует о подвиге воина ратного, а правая — о подвиге воина Христова. Как поется в службе Лаврским святым в печатном сборнике 1763 года: “Илии Муромскаго непреоборимаго воина почитати подвиги дерзаю, в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к Тебе, Христе, глубочайшую ему содела рану”.

Во времена Советского Союза власти пытались оспорить идентичность былинного героя Ильи Муромца и преподобного Илии Печерского. Но еще в 1988 году, исследовав мощи святого, ученые подтвердили, что это реальный воин. Илья Муромец был действительно богатырского для тех времен роста — 177 сантиметров. У него невероятно развита мышечная система, а это свидетельствует о том, что человек часто применял физическую силу. Есть переломы и следы ранения грудной клетки и руки колющим предметом. Исследователи также выяснили, что в молодости у богатыря были проблемы с позвоночником, из-за которых он мог страдать параличом.

Советский судмедэксперт Сергей Никитин сделал реконструкцию облика богатыря по черепу. Это был мужчина лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер), лысый и с большой бородой, похожий на свою же икону из Лавры.

Русские воины с древних времен до наших дней считали святого Илию Муромского своим покровителем. В годы Великой Отечественной войны его именем был назван бронепоезд, а в 1998 году в одной из воинских частей Подмосковья в честь Ильи Муромца освящен храм.

В Откровении св. Иоанна Богослова есть слова Господа, которые можно отнести и к средневековой Церкви, и, без всякой натяжки, к Илье Муромскому, православному воину и монаху: “Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. …Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, … как сосуды глиняные, они сокрушатся, …и дам ему звезду утреннюю” (Откр. 2:18-29).

 

Next Post

Апостолы Фильм 1 Симон-Петр

Вт Дек 29 , 2020
Съемки фильма проходили в Израиле – на родине апостола Петра в Галилее и в Иерусалиме, а также в Италии – в Риме, где апостол Петр стал первым епископом и принял мученическую смерть. В фильме принимают участие известные историки и богословы: доктор богословия Сергей Рузер; богословы Христиан Экхут и Этьен Нодэ […]